Усиленная разработка
По поводу уголовного права я должен еще попытаться рассмотреть один вопрос, сделавшийся важным в особенности вследствие усиленной разработки его новейшими законодательствами; вопрос о том именно, имеет ли государство право или обязано ли оно предупреждать преступления еще до их совершения. Подобное предприятие руководится столь человеколюбивыми намерениями, что уважение, которое оно внушает всякому человеку с душой, грозит беспристрастию исследования. Н, несмотря на это, я не отрицаю, что считаю подобное исследование в высшей степени необходимым; ибо если взвесить бесконечное разнообразие душевных настроений, вследствие которых может возникнуть намерение совершить преступление, то мне кажется не только невозможным помешать возникновению этого намерения, но даже опасным для свободы просто предупреждения его исполнения. Так как я в предыдущем пытался определить право государства ограничивать действия отдельных лиц, то могло бы показаться, что я этим самым уже ответил и на настоящий вопрос. Однако когда я там установил, что государство должно ограничивать те действия, последствия которых легко могут сделаться опасными для прав других лиц, то я понимал под этим такие последствия, которые вытекают только из данного действия и могли бы быть избегнуты лишь при большей осторожности действующего лица. Когда же, напротив, говорится о предотвращении преступления, то речь естественным образом идет об ограничении таких действий, из которых легко проистекает второе действие, именно совершение преступления. Важное различие поэтому заключается в этом случае уже в том, что душа действующего лица должна здесь содействовать активно, при помощи нового решения, между тем как во втором случае она либо не имела никакого влияния, либо имела влияние только отрицательное, именно поддерживалась от деятельности. Этого, я надеюсь, будет достаточно для того, чтобы ясно разграничить рассматриваемые нами разряды действий. Всякое предупреждение преступлений должно поэтому брать исходной точкой причины преступлений. Выражаясь общей формулой, можно бы свести все эти столь многочисленные причины к недостаточно сдерживаемому разумом чувству несоответствия между наклонностями действующего лица и количеством законных средств к их удовлетворению, находящихся в его власти.