Социальный произвол
Если знание освобождает всякий раз, когда раскрывает механизмы, функционирование которых построено на незнании, то очевидно, что разоблачение социального произвола, особенно того, которое маскируется легитимацией доминирующих институтов, всегда вызывает живую реакцию. Объективируя социальный произвол или, точнее, показывая, что любой социальный феномен является в одно и то же время проявлением социального произвола, учрежденного давно забытыми социальными отношениями прошлого, и реальностью, поскольку поддержание этого произвола стало целью конфликтных или консенсуальных практик социальных групп, социология производит анализ вытесненных структур. Понятно, что эта способность социологии вызывает сопротивление и усиление механизмов защиты.
Методическое применение анализа и эмпирического наблюдения социального мира приводит к недоверию по отношению к обычному мышлению и его иллюзии понимания. Это недоверие может поддерживаться только при условии, что исследователь постоянно и неустанно стремится найти «внутренние причины и скрытые безличные силы, которые движут индивидами и коллективами», с целью преодолеть эффекты близости категорий социологии обыденным категориям. Применять эту философию знания значит противопоставлять себя всем, кто смеется над разумом, отказываясь от любой формы детерминизма в пользу произвольности и случайности или смещая фокус исследования с поиска истины на поиск множественных истин, всегда неполных и относительных. Это также значит пытаться искать причины, ведущие к отказу от социологического мышления. Наконец, применять философию рационалистического знания к социальному миру значит не только объективировать, то есть называть неявное, разоблачать скрытое, но также — разъединять то, что соединила идеология, ставшая здравым смыслом, и устанавливать отношения между измерениями, казавшимися до этого изолированными. Но эти «операции по деконструированию» могут достичь своей цели только в том случае, если они подкреплены отказом от теорицизма. Манипулирование концептами позволяет в действительности не задумываться о том, что есть — то есть не признавать, что у всего имеются социальные причины.