Социологический взгляд
Точка зрения агентов в некотором смысле удерживается социологическим взглядом, который подвергает ее объективации, понимаемой скорее как децентрация, а не как объективистское отрицание всякой субъективности: в силу того, что она рассматривается исходя из ощутимо иной логики, то есть логики пространства позиций, она теряет свой уникальный, неклассифицируемый характер атомарности, теряет себя как индивидуальную монаду и приобретает новое, обогащенное значение, которое она получает в качестве одной из многих других точек зрения и как ценность некой реализованной возможности. Именно так «напряженность» перестает представляться исключительно экзистенциальной формой отношения к миру и выделяется на фоне эквивалентных или противоположных опытов, например, самоуверенности доминирующего и реалистического смирения доминируемого. И напротив, эта напряженность, которая могла бы показаться совершенно чуждой и непонятной агентам, занимающим удаленные позиции в социальном пространстве, может приобрести благодаря научному познанию более общее измерение как универсально доступная и познаваемая возможность. Мелкий буржуа, которого все обязывает к тому, чтобы стать предметом законного презрения, становится просто тем, в ком повсеместный опыт неуверенности приобретает длительный, всеобщий и систематический характер.
Нет смысла выбирать между субъективным и объективным, если моЖнО мыслить их в различных, но объединенных посредством отношений взаимовыражения и гомологии пространствах. Чтобы объяснить действие определенного фактора на поведение и представления — например, действие образовательных степеней на объем и тип культурного потребления — можно обойтись без обращения к прямому причинному отношению в той мере, в какой рассматриваемый фактор действует лишь опосредованно через определенный оператор соответствия, обеспечивающий соотнесение двух последовательностей терминов: пространства позиций и пространства точек зрения. Этим оператором, не являющимся непосредственно наблюдаемым, оказывается габитус или система диспозиций, обладающая двумя сторонами: как продукт объективных структур он обеспечивает подгонку агента к условиям его существования, а как матрица схем мышления, оценки и действия он гарантирует эту подгонку в режиме, вовсе не обязательно механическом, который оставляет кое-что на долю импровизации или же присоединения агента к определенной группе, затрагивая его тело, энергию, либидо.