Слабые рынки
На первый взгляд, концепция «слабых рынков» не может сравниться ни с «либеральной мечтой» в рьяной апологетике, ни с «кошмаром коммодификации» — в убийственной критике. В то же время при прочтении данной литературы становится ясно, что и реалистический, и волюнтаристский, и дифференцированный подходы часто обретают форму морального или идеологического проекта. Наиболее реалистические из них представляют собой новейшую версию давней идеи, что «Запад лучше всего» . Оптимистичные волюнтаристы настаивают, что Царство Божие внутри нас: нужны лишь правильные ингредиенты и политическая воля, чтобы воплотить план в действие. Наконец, сторонники дифференцированного подхода твердо отстаивают альтернативные модели экономического успеха: пусть расцветает тысяча цветов.
Хиршман выделил в интеллектуальной истории три этапа, представленные теориями Doux commerce, саморазрушения и феодальных оков. Мы переструкту — рировали эту последовательность в типологию, ставшую основанием для организации данного текста. Не изменив исторической перспективе Хиршмана, мы связали классические версии этих теорий с их аналогами в современной литературе. При этом необходимо подчеркнуть, что в каждой из них со временем происходила внутренняя дифференциация или по-новому были расставлены акценты. Тем не менее, в общих чертах понятно, каким образом в рамках каждой теории взаимодействуют обособленные миры рыночного и морального порядков. В версиях Doux commerce и «разрушительного рынка» четко прослеживается причинная линия от рынка к морали, хотя она может быть позитивной либо негативной по своим последствиям. Теория «слабых рынков» более оптимистична. Различные социальные и моральные порядки могут стимулировать или сдерживать развитие рынка, или же просто придавать ему специфический локальный оттенок.