Полицейские постановления
Так как, согласно развитым мною здесь идеям, единственное основание для подобных ограничений представляется в охране прав других лиц, то эти ограничения тотчас должны были бы уничтожаться, как только исчезала бы их причина; т. е. так как при большей части полицейских постановлений опасность, предотвращаемая ими, распространяется только на общину, деревню или город, их следовало бы уничтожать, если бы подобная община требовала настоятельно и единогласно уничтожения их; государство в этом случае должно было бы, так сказать, отступить и удовольствоваться карою лишь такого вреда, который был бы связан с преднамеренным или преступным оскорблением чужого права. Только прекращение раздоров граждан между собой представляет истинный и существенный интерес для государства. Н здесь никогда не должна служить ему помехой воля отдельных лиц, будь это даже сами пострадавшие. Если представить себе просвещенных, понимающих свои истинные выгоды и вследствие этого доброжелательных друг к другу людей в тесной связи друг с другом, то между ними легко сами собою возникнут доброжелательные соглашения, имеющие целью общую безопасность; так, например, они договорятся между собой, чтобы никто не занимался тем или другим опасным делом или производством иначе, как в известных местах или в известное время, или же чтобы никто не занимался им вовсе. Договоры подобного рода далеко предпочтительны государственным постановлениям. Нбо так как они заключаются теми самыми лицами, которые непосредственно чувствуют выгоду, так и вред их, так же как и потребность в них, то и возникают они прежде всего, конечно, не иначе, как если действительно необходимы. Далее, будучи составлены по добровольному соглашению, они лучше и строже соблюдаются; представляя результат самодеятельности, они, наконец, менее вредят характеру даже при значительном ограничении свободы, а так как они могут возникнуть лишь при известной степени просвещения и доброжелательства, то опять в свою очередь содействуют тому, чтобы возвысить как то, так и другое. Настоящее стремление государства должно поэтому быть направлено к тому, чтобы при посредстве свободы облегчить людям образование общин, деятельность которых могла бы заменить государственную деятельность в вышеназванном и во всяких сходных случаях.