Вредные последствия
Я начну с рассмотрения того нравственного средства, которое наиболее глубоко захватывает жизнь общества. Уже на основании немногих вышеизложенных замечаний оказывается, что воспитание, установленное и руководимое государством, может быть во многих отношениях опасно. В силу предыдущего рассуждения все сводится, главным образом, к возможно более разностороннему развитию человека; общественное же воспитание, даже если бы оно желало избежать ошибок и просто ограничилось бы назначением и содержанием преподавателей, всегда будет благоприятствовать определенной форме или шаблону. Здесь встречаются именно все те вредные последствия, которые более подробно выставлены в первой части настоящего исследования; мне остается лишь прибавить, что всякое ограничение становится вреднее, когда относится к духовным сторонам человека; между тем ничто не требует более сильной индивидуализации, как воздействие на личность при воспитании, имеющем целью всестороннее развитие каждого отдельного человека. нельзя отрицать полезных последствий оттого, что человек, выработанный выпавшим на его долю положением и обстоятельствами, становится сам деятельным в государстве; полезна далее и борьба, возникающая между тем положением, которое государство отводит гражданину, и тем, которое он избирает для себя сам; борьба эта, с одной стороны, видоизменяет его, с другой — вызывает изменения в самом государственном устройстве; подобные изменения, иногда с первого взгляда почти незаметные, совершаются почти во всех государствах сообразно изменениям народного характера.