Классические работы Макса Вебера
Классические работы Макса Вебера о связи между религиозными учениями и хозяйственной жизнью являются отправной точкой для теории, согласно которой культура имеет самостоятельное влияние на экономическую организацию. По утверждению Вебера, каждая мировая религия обладает особой, соотносящейся с ней «экономической этикой», которая способствует либо препятствует появлению в повседневной жизни особого набора хозяйственных практик. Однако религия и экономика не связаны напрямую. К примеру, Вебер подробно показал, что рациональный поиск прибыли, который он наблюдал среди про — токапиталистов-кальвинистов, не вытекал Логически из их религиозного мировосприятия. Скорее, их действия могут объясняться Психологически как способ уменьшить тревожность по поводу спасения, которая являлась следствием их строгой религиозной доктрины. Азиатские же религии, как утверждал Вебер, напротив, не могли сами по себе способствовать развитию капиталистического мироощущения. Хотя азиатские сотериологии1 разделяли аскети — ческую протестантскую ориентацию на самоконтроль, они тяготели к уходу из суетной реальности в созерцательное мировосприятие. Эти верования сдерживали развитие концепции экономической деятельности как призвания, которая стала решающей для подъема рационализированного капитализма на Западе.