Единичный человек
В германии вместе с государственным чувством угасло и национальное. Единичный человек понимал, что то, что составляет лучшее его достояние — его свободу, его умственную и нравственную жизнь, государство скорее стесняет, чем поддерживает. Аишенный практической деятельности, он ушел в область идей и чувствований. Он отделился внутренне от государства, которое отделилось от него: он искал удовлетворения в частной жизни, в индивидуальных отношениях, в той индивидуальной общности, которая, возвышаясь над государством, обнимает весь человеческий род. Дух общественности выродился в дух общительности, в дружеские отношения. Человек взял верх над гражданином, космополитизм поглотил патриотизм. Это настроение, достигшее наибольшего развития в Германии, имело кое-что родственное с духом, вызвавшим во Франции переворот. Французская нация еще сильнее ощущала гнет абсолютистского правительства: она была неравнодушна к существующему государству, а озлоблена против него. С другой стороны, давно объединенная, она по крайней мере никогда не теряла чувства национальной общности. Наконец, она была заинтересована в государстве как таковом, благодаря хотя бы тому блеску и славе, которые были связаны с именем монархии и французских войск. к тому же французская нация по основному свойству своего характера была более склонна к внешнему — к действию, успеху, эффекту. Ндеализм, который и здесь явился как результат отсутствия общей политической деятельности быть менее внутреннего характера, оставлял место и для практической деятельности. Вследствие этого государству необходимости противопоставили государство от разума : государству, каким оно было, — идейное государство; нападая на старое государство с практическим пафосом и с революционной страстностью, они делали смелую попытку построить вместо него новое государство — по плану, составленному разумом.