Собственность человека
Всякая сила предполагает энтузиазм, и весьма мало влияний могут поддерживать этот энтузиазм сильнее, чем сознание, что предмет его составляет настоящую или будущую собственность человека. но собственностью своей человек почитает не столько то, чем он обладает, сколько то, что он Делает, — и рабочий, обрабатывающий сад, есть в более истинном смысле его собственник, чем праздный богач, которому сад принадлежит. может быть, покажется, что это рассуждение слишком обще, чтобы возможно было применить его к действительности. может даже показаться, что умственные силы, а через их посредство культура и характер вообще возвышаются благодаря развитию многих наук, которыми мы преимущественно обязаны этим и подобным учреждениям государства, которое одно имеет возможность предпринимать опыты в больших размерах. Однако не каждое обогащение ума помощью знания ведет за собой непосредственно облагораживание хотя бы даже одной умственной силы. но если это в действительности и случается, то подобное влияние не распространяется на всю нацию, а ограничивается преимущественно тою частью ее, в руках которой находится правление. Вообще же нужно признать, что разум человека, как каждая другая из его сил, развивается только благодаря собственной деятельности, собственной изобретательности или собственному пользованию чужими изобретениями. государственные мероприятия всегда более или менее сопряжены с принуждением, но и в том случае даже, когда его нет, они слишком приучают человека более ожидать чужого поучения, чужого руководства, чужой помощи, нежели самому искать для себя исхода. Почти единственный способ, которым государство в состоянии поучать граждан, заключается в следующем: оно может объявить что-нибудь лучшим и как бы результатом своих изысканий и заставить граждан принять это либо непосредственно — с помощью закона, либо опосредованно — с помощью какого-нибудь связывающего постановления; далее, оно может поддерживать это лучшее своим авторитетом и привлечь нацию к принятию его посредством наград или других поощрений; наконец, оно может рекомендовать это лучшее на основании разных доводов. но по какому бы из этих путей ни шло государство, оно тем не менее удаляется от лучшего способа истинного научения; этот же последний заключается, бесспорно, в предложении всевозможных решений задачи, для того чтобы человек мог самостоятельно избрать то решение, которое наиболее прилично для данного случая, или — еще лучше — дошел бы до этого решения единственно при помощи надлежащего изложения всех препятствий.