Постоянные армии
Самые основания, по которым я почитаю войну благотворной и необходимой, уже указывают, как, по моему мнению, государство может пользоваться ею. дух, вызываемый войной, должен иметь возможность распространяться на всех членов нации. Уже одно это говорит против постоянных армий. Сверх того, подобные армии и вообще новейшие способы вести войну, конечно, весьма далеки от идеала, который был бы полезнейшим для развития человека. Если вообще воину приходится, жертвуя своей свободой, как бы превратиться в машину, то он становится ею еще в гораздо большей мере при нашем способе ведения войны, при котором сила, мужество и ловкость отдельного лица имеют столь малое значение. Еак же вредно должно быть, когда значительные части нации живут в мирное время этой жизнью машин, ввиду возможности войны, не только годы, но часто и в продолжение всей своей жизни?
При этом порицании постоянных армий я позволю себе напомнить, что говорю здесь о них не более, чем того требует моя настоящая точка зрения. Л далек от отрицания их великой и неоспоримой пользы, уравновешивающей присущие им, как всему земному, недостатки, которые иначе неудержимо повлекли бы их к погибели. Они суть часть целого, образовавшегося не на основании суетных планов человеческого разума, но созданного могучей рукой судьбы. как они связаны со всеми остальными особенностями нашего времени, как они вместе с ним разделяют заслугу и вину добра и зла, которыми мы отличаемся, должна была бы выразить картина, на которой смелая рука, изобразив нас верно и разносторонне, осмелилась бы поставить нас рядом с древностью.