Активисты общественных движений
Не любая экономическая управленизация имеет истоки в экономике. К примеру, новые системы частного регулирования, основанные на сертификации, возникли в результате протеста со стороны активистов общественных движений, стремящихся в условиях доминирующего неолиберального климата распространить понятия подотчетности и открытости на корпоративную политику в сфере экологии и труда. Конечно, кто-то может подумать, что эта работа мотивируется лишь узко экономическими соображениями: в конце концов, на этике тоже можно делать хорошие деньги как тем, кто подчиняется, так и тем, кто навязывает стандарты. Однако было бы ошибкой приписать функцию морализации рынков исключительно экономической науке. Это значило бы полностью упустить из виду Значение и Форму актуального нравственного проекта, а также глубокое отличие от его более ранних версий в том, что касается одновременно институциональной структуры и ориентиров.
Модели экономического развития и организации всегда опираются на Особое толкование основополагающих принципов нравственного порядка, которое универсализуется посредством гегемонических процессов. Тем самым ни одна модель не может быть свободна от моральных суждений. Вместе с тем эти суждения могут формулироваться в более или менее явном виде, либо оставаться скрытыми за поверхностью материальных отношений. Ряд авторов предположили, что в современный период получили необычайное распространение эксплицитные Этические утверждения, по большей части касающиеся самоконтроля и саморегулирования. Они служат опорой для неолиберального проекта в международных экономических отношениях и во всех других сферах. В сравнении с традиционной риторикой эгоистического интереса и эффективности, рыночный дискурс все больше приобретает нравственную и цивилизационную окраску. В определенном смысле, одной технократической экспертизы стало недостаточно для поддержания легитимности, которая должна теперь опираться на более возвышенные идеалы и практики. Чтобы понять это явление, следует взять на вооружение замечание Бурдьё о том, что «произвольные принципы господствующей классификации» в наибольшей степени нуждаются в эксплицитном формулировании в тех случаях, когда подвергаются прямой атаке. В последние годы неолиберальный проект оказался именно в такой ситуации. В этих условиях защитники его принципов осуждают альтернативные взгляды как безнравственные.