Домашнее хозяйство
Подобный союз мужчины с женщиной не создает никаких других отношений, кроме тех, которые вытекают из наших понятий о нравственности и предписываются законом, как то: рождение детей, воспитание их, совместная жизнь и, частью, общность имущества, ведение внешних дел отцом семейства, управление домашним хозяйством женщиной. Ошибка, по-моему, заключается в том, что закон обязывает к подобным отношениям, между тем как они могут возникать только вследствие склонности, но не внешних распоряжений; поэтому там, где принуждение или руководство противоречит склонности, эта последняя еще менее идет по правильному пути. Л надеюсь, что мне будет позволено решить данный вопрос лишь на основании вышеприведенных доводов, хотя я говорю здесь не о браке вообще, а упоминаю о нем лишь для указания одного из частных вредных последствий, проистекающих от ограничительной деятельности государства. Л думаю, что государство должно не только сделать брачные узы свободнее и шире, но что деятельность его должна быть совершенно отстранена от брака. Этот род союза должен быть вполне предоставлен свободной воле личностей и поставлен в зависимость лишь от заключаемых ими разнообразных договоров как вообще, так и в их видоизменениях. Боязнь, что через это нарушатся все семейные отношения или даже вообще явится препятствие к их возникновению, не остановила бы меня, так как я имею в виду природу человека и свойства государства в общем. Опыт нередко доказывает, что там, где закон освобождает, нравственное чувство связывает. Ндея внешнего принуждения вполне противна такому союзу, который, как брак, основан исключительно на взаимной склонности и чувстве внутреннего долга; и последствия принудительных мер в этом случае отнюдь не соответствуют намерению.