Действительность наказания
Поэтому обидчику не может быть самому дозволено судить о действительности наказания; и как бы ни было достоверно, что обиженному нечего опасаться от него вторичной обиды, тем не менее преступник обязан признать законность наказания. но, с другой стороны, из этого же именно положения следует, что он может законно противиться всякому наказанию, превышающему его преступление количественно, как бы ни было достоверно, что только это наказание и никакое иное, менее мягкое, не было бы вполне в данном случае действительно. между внутренним чувством правоты и пользованием внешним счастьем существует, по крайней мере в уме человека, неоспоримая связь, и нельзя отрицать, что он в силу первого считает себя имеющим право на последнее. Основательно ли подобное ожидание по отношению к счастью, которое дает или в котором отказывает человеку судьба, не может быть здесь рассмотрено. Однако по отношению к тому, что другие люди могут ему дать или отнять у него по своей воле, мы по необходимости должны признать за ним право на ожидание, между тем как названное выше начало, по-видимому, отрицает его по крайней мере на деле. но далее рассматриваемое нами мерило вредно даже для самой безопасности. хотя оно, может быть, и обеспечит послушание тому или другому отдельному закону, но в то же время подорвет то, что представляет самую твердую опору безопасности граждан в государстве, именно нравственное чувство, ибо вызовет несоответствие между тем, как поступают с преступником, и собственным его чувством виновности. Выработать уважение к чужому праву — вот единственно верное и безошибочное средство предупредить преступления, но этого нельзя достигнуть, пока каждый посягнувший на чужое право не будет ограничен в пользовании своим собственным правом, а именно как раз только в той же самой мере, в какой сам посягнул; неравенство меры всегда будет вредно, в чем бы оно ни состояло — в излишке или недостатке.