Государственное устройство
Часто обе они влияли вместе. В древнейших государствах почти все учреждения, имеющие отношение к частной жизни граждан, суть в собственном смысле учреждения политические. Государственное устройство мало обладало в низах настоящим могуществом; прочность его основывалась преимущественно на воле народа, и потому нужно было иметь в виду разнообразные средства для соглашения его характера с этой волей. Именно то же самое в настоящее время имеет место в небольших республиканских государствах, и поэтому вполне справедливо, что свобода частной жизни всегда именно в той степени возрастает, в которой общественная понижается, между тем как безопасность всегда соответствует этой последней.
Но часто древние законодатели — а древние философы всегда — заботились также в существенном смысле и о человеке; а так как нравственное достоинство казалось им в человеке высшим благом, то поэтому «Республика» Платона, например, по чрезвычайно верному замечанию Руссо, есть сочинение не политическое, а скорее педагогическое. Если сравнить в этом отношении новейшие государства с древними, то при изучении многих законов и учреждений, придающих частной жизни нередко очень определенную форму, мы встретим несомненное намерение новейших законодателей позаботиться о самом гражданине и его благе. Большая внутренняя устойчивость строя наших государств, их большая независимость от известного настроения характера нации, далее просто сильнейшее влияние в государстве мыслителей, способных смотреть на вещи с более широких и высоких точек зрения, множество открытий, которыми научают лучше обрабатывать обыкновенные предметы деятельности нации или лучше пользоваться ими, наконец, главнейшим образом, известные религиозные понятия, заставляющие правителя как бы становиться ответственным за нравственное и будущее благо граждан, все это вместе содействовало появлению указанного изменения.