Учение Гумбольдта
Параллелью и в то же время антиподом этого является учение Гумбольдта. Это не что иное, как максимально точная формулировка настроения тогдашней германии — настроения параллельного и в то же время противоположного революционному французскому. хотя Гумбольдт и форстер являются представителями двух противоположных направлений, но тем не менее эти крайности имеют, в сущности, одно общее основание. Немецкий дух тоже был революционным, но он не разрушал, а разлагал. Существующее государство, по теории гумбольдта, должно быть не разрушено, а устранено, сведено к минимуму; не абстрактное государство от разума должно поставить на место государства необходимости, так как и самое лучшее государство — только необходимое зло. Тут нет речи о реальном нападении на какое-нибудь определенное государство — высказывается отрицательное отношение к государству вообще.
По отношению к государству Гумбольдт находится, следовательно, в положении и настроении, напоминающем положение Руссо по отношению к обществу и современной культуре. С неудовольствием отворачивается он от него; он удаляется в тишину частной жизни и возводит это неудовольствие и это удаление в систему. «Когда же наконец, — восклицает он, — появится человек, который будет для законодательства тем, чем Руссо был для воспитания?» И по своим принципам он — этот теоретик, переносящий центр тяжести от внешних, физических результатов к «внутреннему развитию человека» — сам является этим вторым Руссо. Но также, как и с «Эмилем» Руссо, он мог бы сопоставить свою политическую теорию и с Кантовой «Критикой разума». В самом деле, каждая страница его сочинения свидетельствует о близком знакомстве с сочинениями Канта. И не то чтобы он вследствие этого сделался кантианцем. ничто, может быть, не характеризует так хорошо двадцатипятилетнего Гумбольдта, как полнейшая оригинальность его образа мысли, выражения и взглядов.