Протестантская этика
Любой, кто читал «протестантскую этику и дух капитализма», знает, что в современном обществе нравственное достоинство индивида определяется прежде всего деньгами. Рачительное распоряжение богатством не только является экономически рациональным, но также воспринимается в качестве критерия нравственной ответственности. Бюджетные ассигнования для различных социальных нужд опираются на системы нравственной классификации, в свою очередь их усиливая. СхоЖиМ образом различные формы оплаты труда отражают не просто специфические стимулы или чисто техническую оценку выполненной работы — они также несут в себе специфические статусные сигналы, культурные представления и коды нравственной оценки. Этот морализирующий аспект систем оплаты труда ясно показан в исследованиях эволюции мер по социальному обеспечению. Культурные категории достоинства институционализированы в системах льгот и пособий. Они снабжают акторов, стремящихся реформировать или реорганизовать существующие системы соцобеспечения, базовым набором смыслов и метафор.
Те же самые процессы могут наблюдаться Внутри разного рода рыночных обменов, как и в пограничной зоне между рыночной и нерыночной деятельностью. В самом деле, рыночная активность и нравственная оценка переплетены так плотно, что, как показывают недавние исследования, образ четкой границы между рыночной и нерыночной сферами обладает очень небольшой познавательной ценностью. Исследования Вивианы Зелизер последовательно демонстрируют, как на практике постоянно смещаются и переопределяются границы между рынком и моралью. В одной из своих ранних работ, посвященной страхованию жизни, она показала, каким образом кощунственная нажива на смерти была переопределена как морально ответственная форма вложения денег. Это стало возможно благодаря сознательным усилиям по ритуализции приобретения страховки, предпринятым в рамках рекламной кампании. В данном случае успешная коммодификация потребовала существенной культурной и моральной работы. Позже ее анализ упразднения рынка детского труда в конце XIX века показал схожий процесс сакрализации, который, однако, шел в обратном направлении: дети были устранены с рынка и стали бесценными объектами чувств. В недавнем исследовании Зелизер проанализировала тонкие различия, возникшие со временем между разными типами близких отношений. Она подчеркивает решающую роль денежных обменов в определении и демонстрации сути тех или иных социальных связей.