Семейные отношения
ВСе основные положения, которые я до сих пор пытался установить, предполагают людей, находящихся в полном обладании зрелого разума. Все эти положения основаны лишь на том, что самостоятельно мыслящий и самодеятельный человек никогда не должен быть лишен возможности по своей воле составить решение по надлежащему рассмотрению всех моментов обсуждения. Эти начала неприложимы поэтому к таким лицам, которые, подобно умалишенным или слабоумным, как бы вполне лишены разума или у которых этот последний еще не достиг хотя бы той зрелости, которая зависит от зрелости телесной. Нбо как ни неопределенно и, говоря точнее, ни неправильно это последнее мерило, оно тем не менее есть единственное мерило для обсуждения данного случая третьим лицом. Перечисленные выше лица требуют в точном смысле положительной заботы об их физическом и нравственном благе, и для них недостаточно чисто отрицательного поддержания безопасности. Но эта забота — я говорю теперь о детях, желая начать с самого многочисленного и важнейшего класса названных лиц, — принадлежит по праву определенным лицам, именно родителям. На их обязанности лежит воспитать до полной их зрелости детей, которых они произвели на свет; и из самой уже этой обязанности вытекают все их права как необходимые условия для ее исполнения. Дети сохраняют поэтому все свои коренные права на жизнь, здоровье и имущество, если уже обладают таковыми. Самая свобода их не может ограничиваться более, чем родители почтут это нужным, частью для их же собственного образования, частью для сохранения вновь возникающих семейных отношений, причем это ограничение может вообще распространяться только на время, необходимое для их развития. Дети никогда не должны допускать, чтобы их могли принуждать к действиям, простирающимся далее названного времени и распространяющим свои непосредственные последствия, быть может, на всю жизнь. Поэтому никогда не должно быть допущено никакое принуждение по отношению к браку или выбору определенного образа жизни. С наступлением зрелости влияние родительской власти должно, естественным образом, совершенно прекращаться.