Политическая свобода
В послевоенный период наиболее убедительным аргументом в пользу рыночного капитализма стало утверждение его связи со свободой, будь то личная свобода выбора или политическая свобода в рамках общества. Наиболее последовательно эта связь была показана Хайеком. Он утверждал, что централизованное производство и потребление шаг за шагом ведут к использованию мер принуждения при выработке и выполнении планов. Этот процесс влечет за собой все возрастающий нажим вплоть до установления полномасштабной тирании. Написанная во время войны, в разгар нацистского и советского тоталитаризма, «Дорога к рабству» имела немедленный успех и по сей день остается одной из наиболее известных книг двадцатого столетия по общественно-научной тематике. Однако главным популяризатором идеи о неразрывной связи между политическими и экономическими свободами, воскресившим гимн Laisser faire в современной политике, стал не сам Хайек, а его коллега по чикагскому университету Милтон Фридман. «С одной стороны, — писал он, — свобода экономических отношений сама по себе есть составная часть свободы в широком смысле, поэтому экономическая свобода является самоцелью. С другой стороны, экономическая свобода — это необходимое средство к достижению свободы политической».