Пластическая природа
Поэтому развитой таким образом человек является в своей высшей красоте, когда вступает в практическую жизнь, когда воспроизводит в новых созданиях то, что было воспринято им извне. Аналогии между законами пластической природы и законами духовного творчества уже наблюдались истинно гениальным взором и были доказаны весьма меткими замечаниями. Но, может быть, было бы возможно исполнить тот же труд еще более привлекательным образом, вместо того чтобы исследовать неизъяснимые законы образования зачатка. Психология, может быть, достигла бы большей поучительности, если бы духовное творчество рассматривалось ею как прекраснейшее создание телесной производительной способности.
Но обратимся теперь к тому, что в нравственной жизни по преимуществу кажется простым делом холодного разума; идея возвышенного одна делает возможным повиновение безусловно повелевающему закону — во всяком случае, конечно, через посредство чувства, — повиноваться по-человечески и, однако, самым божественно бескорыстным образом, не беря при этом вовсе во внимание вытекающее отсюда счастье или несчастье. чувство несоразмерности человеческих сил с нравственным законом, глубокое сознание, что всего добродетельнее лишь тот, кто глубже и искреннее всего чувствует, как недостижим для него этот закон, порождает уважение — чувство, по-видимому, окруженное телесной оболочкой лишь настолько, чтобы смертные очи не были ослеплены его чистым и ярким сиянием. Если же нравственный закон принуждает почитать каждого человека самого по себе как цель, то к нему присоединяется чувство прекрасного, которое охотно вдыхает в себя жизнь каждой пылинки, чтобы радоваться и ней как самостоятельному существованию; чувство прекрасного, которое тем полнее и прекраснее воспринимается человеком и охватывает его, чем независимее оно от идеи и чем менее ограничивается признаками, которые дано понять только идее, и то отдельно, а не в связи с целым.