Чужие знания
Если государство действует вопреки высказанному нами определению, то оно впадает в опасность сделать нацию ленивой, бездеятельной, всегда надеющейся на чужие знания и чужую волю, ибо именно недостаток верной, определенной помощи не только заставляет граждан стремиться увеличить запас собственных знаний и опыта, но и сближает их друг с другом теснее и с большего числа сторон, ставя одного в зависимость от совета другого. Если Государство не остается верно первому определению, то рядом с только что упомянутым вредом возникают все разнообразные вредные последствия, более подробно рассмотренные в начале этого сочинения. Опять избираю замечательный пример и прихожу к заключению, что не должно существовать подобных установлений по отношению к учителям религии. И действительно, в чем могло бы их испытывать государство? В знании определенных догматов — но от них, как подробнее указано выше, религия не зависит. В обладании известным количеством интеллектуальных сил вообще? но у духовного учителя, который предназначен поучать вещам, находящимся в столь тесной связи с индивидуальностью слушателей, дело сводится почти единственно к соотношению его разума с разумом слушателей, и уже благодаря этому самое определение объема необходимых ему сил и знаний становится невозможным. Испытывать его честность и характер — но для этого не существует другого испытания, кроме такого, для которого государство стоит в весьма неудобном положении, именно — в наведении справок об обстоятельствах, о поведении человека и т. д. наконец, вообще даже в допущенных мною самим выше случаях установления подобного рода могли бы вводиться лишь на основании несомненно выраженного требования нации. ибо сами по себе подобные установления вовсе даже и не нужны между свободными людьми, достигшими высшего развития благодаря самой свободе; не говоря уже о том, что они всегда могут служить поводом к злоупотреблениям.