Поле экономической науки
Таким образом, состояние поля экономической науки в 1990 году ставит перед социологом нетривиальную теоретическую проблему. Дело в том, что классическая социология постулировала, что любая структура в обществе может возникнуть лишь из предшествующей ей во времени структуры, поэтому «Гоббсову проблему» — как возможен социальный порядок, то есть откуда взялись первоначальные социальные структуры — она фактически не могла разрешить.
Любая революция — и радикальная перестройка поля экономической науки здесь не исключение — представляет собой спонтанное возникновение социальных структур, поскольку собственно революционное состояние по определению менее упорядочено, чем постреволюционное. Такое парадоксальное положение дел создает значительную проблему. Однако на этом концептуальные трудности
Не кончаются. Сингулярность революции не может быть исчерпывающим образом выражена никакими непрерывными дискурсивными практиками. «Революция», произошедшая в отечественном поле экономической науки, подразумевает образование некого «остатка», несводимого к описанию посредством непрерывно-последовательных «логических» рассуждений и содержащего принципиальную непредсказуемость последующего состояния дисциплины, что нарушает единство и связность процесса ее эволюции. Именно этот «остаток» и фиксирует разрыв состояний поля до и после «революции», поэтому его дискурсивное представление невозможно сделать непрерывным. Сингулярность, или, другими словами, неоднозначность «революции», которая может отражать в себе одновременно состояние поля экономической науки «до» и «после», требует от исследователя нетривиальных концептуальных средств, учитывающих историчность, временность, уникальность происходящего. На обобщенном уровне социолог вынужден работать с некими метафорами, «картинками» или образами, не укладывающимися полностью в описание операциональных процедур сбора социологической информации. При этом такие метафоры или образы не всегда целиком прозрачны для научного разума. Их артикуляция зависит от исторического контекста, в который погружен предмет социологического исследования.