Реальная тесная связь между использованием энергии и ВВП
Реальная тесная связь между использованием энергии и ВВП иллюстрируется недавним исследованием Чарлза Холла и Дэвида Мерфи из государственного университета штата Нью-Йорк в Сиракузах. В исследовании показано, что начиная с 1970 года высокие цены на нефть сильно коррелировали с рецессиями, а низкие цены на нефть — с расширением экономики. Рецессии обычно случаются, когда цены на нефть достигают интервала 80-85 долларов США за баррель с учетом инфляции, или когда совокупная стоимость нефти для государства становится равна 5,5 % от ВВП. Если бы Америка и правда отделила свое использование энергии от роста ВВП, тогда не было бы такой сильной корреляции, и высокие цены на нефть не слишком бы нас беспокоили. Пока мы рассматривали определенный тип эффективности использования энергии — потребление энергии на единицу ВВП. Однако эффективность использования энергии часто рассматривается в более узком смысле, как эффективность превращения энергии в работу. Этот тип эффективности использования энергии может быть достигнут бесчисленными способами и вариантами, и почти всегда это хороший способ. Порой, правда, к потенциалу использования энергетической отдачи для стимулирования экономического роста предъявляются нереальные требования. Начиная с 1970 года Амори Ловинз из института Скалистых Гор защищал принцип достижения большего припомощи меньшего и демонстрировал остроумные и вдохновляющие примеры стимулирования энергоотдачи. В его книге «Фактор четыре» утверждалось, что США может одновременно удвоить свою общую энергоотдачу и вдвое снизить использование ресурса. Позже в работе «Фактор…» он повысил ставки, поставив целью поддержания нынешней производительности при использовании только 10 % ресурсов. Ловинз отстаивал «негаваттную» революцию, утверждая, что потребитель коммунальных услуг не хочет киловатт — часов электроэнергии, он хочет именно услуг—и эти услуги часто могут быть предоставлены гораздо более эффективным способом. В 1994 году Ловинз с коллегами начал проект «Гиперавтомобиль», целью которого было изобрести гибрид с корпусом из углеволокна, который достигал бы трехпятикратной экономии топлива, демонстрируя равные или лучшие эксплуатационные качества, безопасность, комфортабельность и доступность по сравнению с обычными автомобилями. Некоторые инновации, полученные в ходе исследований по проекту «Гиперавтомобиль» проложили себе путь на рынок, хотя сегодня продажи автомобилей с гибридным двигателем составляют лишь малую долю общих продаж.