Чувство религии
Но если что-либо в состоянии подготовить в душах граждан плодотворную почву для религии, если что заставляет твердо воспринятую и перешедшую как в мысль, так и в чувство религию благодетельно воздействовать на нравственность, то это свобода, которая всегда страдает от положительной заботы государства. Нем разнообразнее и своеобразнее развивается человек, чем выше парит его чувство, тем легче отвращается его взгляд от узкого, изменяющегося круга вещей, в котором вращается его жизнь; взоры его переносятся к бесконечности и единству, содержащих в себе причину видимых ему пределов и изменчивости — причем он может желать или нет олицетворения этой бесконечности и единства в одном существе. Далее, чем свободнее человек, тем он лично становится самостоятельнее, тем делается благосклоннее к другим. Но ничто не порождает идеи божества столь сильно, как доброжелательная благосклонная любовь, и ничто не делает отсутствие этой идеи столь безвредным для нравственности, как самостоятельность, сила, довольствующаяся и ограничивающаяся сама собой. Чем, наконец, выше чувство силы в человеке, чем менее стеснено всякое выражение ее, тем охотнее отыскивает он внутреннее начало, которое руководило бы им, и поэтому он остается нравственным, из чего бы ни слагалось это начало — из любви ли и благоговения перед божеством или из внутреннего чувства самоудовлетворения, служащего ему наградой. Разница поэтому заключается, по моему мнению, в следующем: предоставленный самому себе в вопросах религии гражданин будет или не будет, согласно своему индивидуальному характеру, питать в душе своей религиозные чувства, но, во всяком случае, его мышление сделается последовательнее, его чувство глубже, во всем его существе будет более цельности и он будет нравственнее и послушнее законам. Тот, напротив, который стеснен религиозными постановлениями, будет, несмотря на них, точно так же воспринимать или не воспринимать религиозные идеи, но, во всяком случае, он будет обладать меньшей последовательностью идей, меньшей глубиной и силой чувства, меньшим единством существа и, таким образом, будет придавать меньшую цену нравственности и чаще постарается обходить законы.