Помощь религии
После этого беглого общего взгляда, брошенного на религию и ее влияние на жизнь, я вернусь к вопросу, имеет ли государство право или нет влиять при помощи религии на нравы граждан. Из вышесказанного очевидно, что средства, применяемые законодателем для достижения нравственного развития, всегда лишь постольку полезны и целесообразны, поскольку они способствуют внутреннему развитию способностей и наклонностей. Всякое развитие имеет свой источник во внутренней сущности души, и внешними средствами мы можем только вызвать его, но никогда не создать. нельзя отрицать, что религия, основанная на идеях, ощущениях и внутреннем убеждении, представляет пригодное для этого средство. мы образуем художника, упражняя его глаз при помощи мастерских произведений искусства, питая его воображение прекрасными произведениями древности. Точно так же нравственный человек должен быть развит созерцанием высокого нравственного совершенства, в жизни — сношениями с людьми и целесообразным изучением истории, наконец, созерцанием высшего идеального совершенства в образе божества. но не все очи способны к подобному созерцанию, или, чтобы не употреблять риторических фигур, такой образ мыслей свойствен не каждому характеру. но если бы и все люди были способны на это, то названный образ мыслей оказывал бы действительное влияние лишь там, где проистекал бы из совокупности всех идей и ощущений, где рождался бы сам собой из внутренней сущности души и не был бы извне вложен в нее. Удаление препятствий, мешающих предаваться религиозным идеям, поощрение свободного духа исследования суть поэтому единственные средства, которыми законодатель имеет право пользоваться.