Безнравственные поступки
Для грубой, неразвитой части нации из всех религиозных истин считают наиболее пригодной идею будущего награждения или наказания. Но эта идея не уничтожает стремления к безнравственным поступкам, не способствует стремлению к добру, не возвышает поэтому характера — она действует только на воображение и поэтому имеет как образы, вызываемые фантазией, вообще влияние только на самые поступки; но и это влияние умаляется и уничтожается всем тем, что ослабляет живость воображения. Если же принять во внимание, что это ожидание так отдаленно и поэтому даже в представлении наиболее верующих людей так неопределенно и шатко, что идеи последующего раскаяния, будущего исправления, ожидаемого прощения столь сильно поддерживаются некоторыми религиозными положениями и в свою очередь уничтожают действительность идеи возмездия, то становится непонятно, почему эта идея должна иметь более сильное влияние, чем представление о гражданских наказаниях, которые близки и неотвратимы ни раскаянием, ни последующим исправлением — в особенности, если с детства знакомить граждан как с теми, так и с другими последствиями нравственных и безнравственных поступков. нельзя отрицать, конечно, что и менее возвышенные религиозные понятия действуют у большой части нации более благородным образом. мысль быть предметом заботливости премудрого и совершенного существа придает людям более достоинства; уверенность в вечном существовании приводит их к более высоким точкам зрения, вносит более преднамеренности в их действия; чувство уверенности в доброте и благоволении к ним божества настраивает подобным же образом и их душу — короче, религия внушает им понимание красоты добродетели. но там, где религия должна иметь подобное влияние, там она должна совершенно перейти во взгляды и чувство, что едва ли возможно, если дух свободного исследования стеснен и все сведено к одной вере; там должно уже существовать умение ценить более возвышенные чувства; там религия проистекает из еще неразвитого стремления к нравственности, на которое она потом опять и воздействует. никто, конечно, не захочет безусловно отрицать влияние религии на нравственность; но при этом всегда возникает вопрос: зависит ли это влияние именно от некоторых определенных религиозных начал? H далее: настолько ли это влияние сильно, чтобы нравственность и религия вследствие этого неразрывно связывались одна с другой? Я думаю, что на оба эти вопроса следует отвечать отрицательно. Добродетель настолько согласна с основными природными наклонностями человека — чувства любви, уживчивости и справедливости имеют нечто столь сладкое, чувство неэгоистической деятельности, жертвования собой для других нечто столь возвышающее, отношения, проистекающие отсюда в домашней и общественной жизни, вообще дают столько счастья, что не столько необходимо отыскивать новые побуждения для нравственных поступков, сколько предоставить тем, которые уже сами по себе существуют в душе, более свободную и лишенную помехи деятельность.