Реакция общества
Очевидный вывод из этого рассуждения состоит в том, что поланьи назвал «двойным движением», то есть обратной реакцией общества на продвижение саморегулируемого рынка. Так, с этой точки зрения могут быть поняты многие общественные движения, артикулирующие критику современной экономики. Пытаясь не упустить их, системный запрос на легитимность может даже усиливать эти реакции. При этом ваЖнО помнить, что формулирование, коммуникация и внедрение этих «ге — теродоксий» ограничены существующими институтами и «правилами игры», в которые они с неизбежностью вплетены и от которых они иногда напрямую зависят. Таким образом, критика существующего порядка по большей части сама является технизированной, калькулирующей и часто исходит из принципов самодисциплины, а ее популяризаторами являются разнообразные правительственные инстанции. Иными словами, она является не менее управле — низированным видением морального порядка рынка, чем господствующий взгляд, которому она противостоит.
Резюмируя сказанное, отметим, что на протяжении всей истории рыночного капитализма интеллектуалы то приветствовали, то изобличали, то умаляли его моральные последствия. Все три позиции широко представлены в современной литературе. Однако недавние исследования отличаются тем, что идут намного дальше в препарировании черного ящика морали и в критическом анализе культурной и технической работы, необходимой для создания, поддержания или, напротив, ограничения рынка. Одновременно они показывают, какую роль в этом процессе играют специалисты по общественным наукам. Если они правы, то выполнение этой функции требует рефлексивного подхода, который позволил бы экономистам, политологам и социологам критически осмыслить свое участие в определении моральных рыночных категорий, а также в создании конкурирующих морализующих инструментов и техник.