Сущность нравственности

Сущность нравственностиЧтобы еще более оправдать мой взгляд, я бы мог, с другой стороны, выставить вредное влияние, которое способно иметь наиболее религиозное настроение, так же как и настроение наименее религиозное. Но, однако, тяжело останавливаться на таких неприятных картинах, и сама история уже представляет их нам в достаточном количестве. Может быть, беглый взгляд, брошенный на сущность самой нравственности и на тесную связь не только религиозности, но и религиозных систем человека с его способом чувствования приведет нас к еще более доказательному результату.

Ни обязанности, предписываемые нравственностью, ни то, что как бы освящает ее законы и делает их желательными, не зависит от религиозных идей. Л уже не говорю о том, что подобная зависимость повредила бы чистоте нравственного стремления воли. Может быть, этому началу откажут в достаточной основательности в рассуждении, подобном настоящему и которое почерпнуто из опыта и применимо только на опыте. Однако свойства какого-либо действия, которые превращают его в обязанность, вытекают отчасти из сущности человеческой души и отчасти из ближайшего применения этого действия к взаимным отношениям людей. Н если эти свойства несомненно предписываются в особенности религиозным чувством, то это средство далеко не единственное и не ко всем характерам применимое. Гораздо справедливее можно сказать, что сила влияния религии основана главным образом на индивидуальных свойствах человека и в строжайшем смысле субъективна. Холодный, просто рассудительный человек, в котором познание вещей никогда не переходит в ощущение, в чувство, для которого достаточно увидеть соотношение вещей и действий для того, чтобы сообразно этому настроить свою волю, не нуждается ни в каком религиозном начале для того, чтобы поступать добродетельно и быть добродетельным, поскольку это ему, по его характеру, возможно.

Новое на сайте

Copyright © 2021. All Rights Reserved.