Открытая система
Тем не менее, бытийствование человека — открытая система, активно взаимодействующая и пересекающаяся с внешней действительностью. Благодаря этому социологическое знание и ученый дискурс о социальной действительности могут быть элементами как «социологического разума» , так и социальной действительности, включая практики и дорефлективные диспозиции социологов.
Для «философской» точки зрения «бытие и истина сущ — ностно связаны» . Так, у Аристотеля «истинное» и «бытие» выступали как теоретические эквиваленты. Для Платона главным в понятии истины был не столько идеал правильного утверждения, сколько идеал эмпирических предметов и событий, к которому стремились и ремесленник, и поэт, и политик, ибо «уже по самой природе» «дело» так же причастно к истине, как и «слово» . Поэтому моЖнО говорить об истинных и ложных представлениях, истинных вещах и людях, истинном удовольствии, истинном поступке, истинном опыте и т. П. Мир истин постигался как нормативный мир идеальных сущностей и образцов действия, совершенных и инвариантных в сопоставлении с лабильными и небезупречными явлениями. Приведенное ранее схоластическое определение истины надо понимать как раз в этом ключе: Veritas est adaequatio rei et intellectus может означать либо «приравнивание вещи к познанию», либо «приравнивание познания к вещи» . Однако речь не идет о простом переходе истины предложения в истину вещей. Истина как соответствие человеческого познания вещи обосновывается истиной как соответствием вещи божественному интеллекту. Формула Фомы Аквинского заключает в себе «…теологическую веру христианства в то, что вещи, если они существуют в том виде, каковы они суть, существуют только постольку, поскольку они, будучи когда-то созданы, как таковые соответствуют предначертанной в Intellectus divinus, то есть в духе божием, Idea, и поэтому отвечают требованиям идеи <…> и в этом смысле являются “истинными". Ens creatum есть также Intellectum humanis, который как данная богом человеку способность является достойным его Idea. Но рассудок удовлетворяет требованиям идеи только благодаря тому, что он в своих предложениях осуществляет приравнивание мысли к вещи, которая, в свою очередь, сообразуется с Idea. Возможность истины человеческого познания, если все сущее является “сотворенным”, основывается на том, что вещь и предложение равным образом отвечают требованиям идеи и поэтому соотносятся друг с другом в единстве божественного созидания».