Академическая дисциплина
Итак, как было показано выше, последняя трансформация аграрной экономики как академической дисциплины связана с изменениями представлений об аграрной сфере, где прослеживаются две разнонаправленные тенденции — индустриализация и унификация в том, что касается производства, с одной стороны, и акцент на экологические, культурные, гуманитарные аспекты «села» — с другой. Новое представление о профессии аграрного экономиста в очередной раз поставлено в прямое соответствие с политическим и рыночным заказом, актуализируя драматическое напряжение между поиском государственной поддержки и стремлением к самостоятельному определению содержания своей дисциплины.
Несмотря на явные успехи в институционализации и профессионализации этой области знания на протяжении
XX века, моЖнО говорить об относительной неудаче проекта автономизации аграрной экономики как академической дисциплины. Аграрные экономисты продолжали нести что-то вроде стигмы «второсортности» или «комплекса неполноценности» по отношению к общеэкономической теории, что соответствует подчиненному положению аграрной экономики как области социально-экономической действительности по отношению к городской цивилизации. В различных версиях модернизационной идеологии деревня и сельский уклад жизни воспринимались как синоним отсталости, которая должна была с необходимостью исчезнуть по мере экспансии прогрессивных капиталистических технологий и городской культуры. Если либерализм и социализм, задающие теоретическую рамку аграрной модернизации, предполагали — каждый на свой манер — трансформировать сельское хозяйство в такую же отрасль экономики, что и «все другие», то аграрные экономисты стремились доказать и утвердить особый характер сельскохозяйственного производства. Иными словами, в случае аграрной экономики Дисциплинарные ставки часто совпадают с собственно политическими в силу того, что мы назвали двойной гетерономией дисциплины — ее одновременно административной и практической ориентацией.