Аутсорсинг производства
Другой часто игнорируемый фактор, дающий наклон графику отношения энергия/ВВП — аутсорсинг производства. В 1950-х годах США были центром производства, экспортировавшим произведенный продукт остальному миру. К 1970-м годам ведущим производителем широкого
Ассортимента электронной бытовой продукции становится Япония, а в 1990-х годах поставщиком еще более объемной потребительской корзины становится Китай — от строительных материалов до детских игрушек. К 2005 году США импортировали значительную долю непищевых потребительских товаров из Китая, дефицит торговли с этой страной составлял в среднем около 17 млрд долларов в месяц. По сути дела, Китай сжигал свой уголь, чтобы делать потребительские товары для Америки. Рост ВВП США происходил за счет этой торговли. Walmart продавала горы дешевого товара жаждущим покупателям, в то время как Китай тратил большую часть БТЕ. Американская экономика росла без использования такого количества энергии, какое она потратила бы, если бы эти товары производились в стране.
Есть еще один фактор, который помогает объяснить исторический «декагоганг» роста ВВП США и роста потребления энергии—«финансиализация» экономики. Катлер Кливленд подчеркивает, что «производство стали на доллар требует 93 ООО БТЕ в США, а производство финансовых услуг на доллар потребляет 9 500 БТЕ». Поскольку США меньше сосредотачивается на производстве и строительстве инфраструктуры, больше — на кредитовании и инвестировании, ВВП рос при минимальном росте потребления энергии. Хотя статистика вроде бы показывает, что США как государство становится более энергосберегающим, но пока эта эффективность использования энергии основана на сдувающихся кредитных пузырях, у нее мало надежд на будущее. Как мы видели в главе 2, есть предел и у долга.