Деятельность человека
Познавать и создавать — около этого вращается и к этому имеет отношение, будь это посредственно илинепосредственно, вся деятельность человека. Если он, познавая, стремится открыть основы вещей или дойти до крайних пределов разума, то для этого необходимы, помимо глубины, многостороннее богатство и искреннее, так сказать, согревание духа и напряжение совокупных человеческих сил. философ, занимающийся исключительно анализом, может быть, и достигнет своих целей простой деятельностью не только спокойного, но и холодного рассудка. но для того чтобы открыть связь, соединяющую синтетические положения, необходима особенная глубина духа и равная сила выработки всех его сторон. Так, канта, глубину мысли которого никогда поистине никто не превзошел, часто еще будут обвинять в мечтательности в вопросах нравственности и эстетики; но если и мне самому некоторые, хотя и редкие, места у него показались мечтательными, то в этом случае я обвиняю только недостаток глубины моих собственных умственных сил. Если бы мне было возможно далее развивать здесь эти идеи, то я дошел бы до, конечно, в высшей степени трудного, но в то же время столь же интересного вопроса: какое различие в сущности между духовным развитием метафизика и поэта? H если бы новейшая полная проверка не опровергла результатов прежних размышлений моих об этом предмете, то я ограничил бы это различие следующим: именно, что философ имеет дело только с чувственными впечатлениями, поэт же, напротив, с ощущениями, но что оба вообще нуждаются в одинаковом количестве и в одинаковом развитии своих духовных сил. Однако это слишком отдалило бы меня от главной цели, которую я здесь имею в виду, и я надеюсь, что уже немногими вышеприведенными основаниями достаточно убедил читателя, что для создания даже самого спокойного мыслителя необходимо, чтобы наслаждение чувств и фантазии согревало его душу. Но когда мы переходим от трансцендентального исследования к психологическому, когда человек в том виде, в каком мы его знаем, делается предметом нашего изучения, то не будет ли тот глубже всего изучать столь разнообразное человеческое племя, не представит ли его тот всего правдивее и живее, в собственном представлении которого будет существовать наибольшее количество живых человеческих образов.