Экономическая теория
Причина, по которой мораль a priori кажется нерелевантной для экономической теории, состоит в том, что, если верить Адаму Смиту, система может быть добродетельной и гармоничной в Целом, вне зависимости от эгоизма ее отдельных частей. Трюк состоит в следующем: жажда наживы каждого индивида в отдельности сдерживается аналогичными стремлениями других индивидов. Личный интерес способствует развитию в людях не столько безжалостной алчности, сколько вежливости, услужливости и добросовестности. Как писал тот же Смит, «всякий раз, когда в ту или иную страну проникает торговля, ее сопровождают честность и аккуратность. <…> среди народов Европы голландцы, обладающие наиболее развитой торговлей, лучше всех держат свое слово» .
Значит, рынки создают не только экономическую, но и Социальную гармонию. Возможно, наиболее известным сторонником мнения, что рынки способствуют не только личной, но и общественной нравственности, является на сегодняшний день Дейдре макклоски. В духе этики добродетели, она стремится установить моральные качества, формирующие нравственную личность, а также социальные институты, культивирующие в людях эти добродетели. В общих чертах, данный подход может быть противопоставлен кантианской и утилитаристской традициям, предлагающим конкурирующие теории нравственного Поведения . По Макклоски, рынки поощряют длинный список «буржуазных добродетелей», включающий порядочность, честность, надежность, предприимчивость, почтительность, скромность и ответственность. Торговля учит моральному поведению главным образом благодаря своему коммуникативному измерению, содействуя диалогу среди равных и обмену между незнакомыми. Специфичность этого взгляда может быть показана путем сравнения с критикой систематически искаженной коммуникации, сформулированной Юргеном Хабермасом. Если для Хабермаса рынок является одной из рационализирующих сил, препятствующих свободному и непринужденному общению среди граждан, макклоски видит в рыночной площади прообраз привычки к гражданскому дискурсу.