Формы объективации
Чтобы обосновать разные точки зрения, наука должна отказаться от прямого объяснения и выбрать именно опосредованный метод, опираясь формы объективации, предложенные дискурсивной сферой позиций: язык видения по необходимости обращается к языку конструирования, поскольку нелегко обнаружить свое видение, с его лакунами и слепыми пятнами, пока ты погружен в очевидность взгляда, не имеющего ориентиров и выдающего себя за абсолют. Конструирование точки зрения как таковой посредством разрыва с доксическим принятием мира предполагает необходимость мыслить эту точку зрения в различии, реляционно, в зависимости от возможных альтернатив, которым она противопоставляется определенным и, порой, измеряемым образом. Эта операция конструирования позволяет вцдеть, но лучше и иначе, и наука, возможно, не имеет никакой другой цели, кроме как показать взгляды и точки зрения. Вот почему объективация субъекта, не являясь каким-то насилием по отношению к отдельному лицу, оказывается главным средством для понимания самого себя, понимания необходимости, внутренне присущей взгляду, который имеешь с точки зрения, занимаемой в социальном пространстве. И если еще остаются какие-то сомнения относительно содержательных возможностей социологии, достаточно свериться с любым предложенным пьером Бурдьё описанием определенной группы или практики, чтобы понять, насколько серьезным может быть внимание к нюансам опыта и насколько эта социология отличается от «объективистского» имиджа, которым ее часто награждают. И насколько, по контрасту, бедными кажутся описания служителей «смысла» и «опыта»! .