Генуэзские купцы
В работе другого экономиста, Авнера Грейфа, содержится продвинутая попытка описать микроуровневые механизмы, посредством которых культурные картины мира порождают рыночные институты. Сравнивая торговую жизнь позднего средневековья, Грейф противопоставляет индивидуализм генуэзских купцов коллективистской культуре магрибских торговцев. С опорой на теорию игр он показывает, каким образом в каждом отдельном культурном контексте разные ожидания в отношении действий других участников сформировали отношения «принципал-агент», установки в сфере обмена информацией, санкции в случае отклоняющегося от нормы поведения, и в конечном счете обусловили различия в путях экономического развития. Грейф утверждает, что разные экономические системы, сложившиеся у этих двух групп, стали адекватным ответом на риск недобросовестности в условиях сильных культурных ограничений. Однако в длительной перспективе эти альтернативные институциональные решения оказались неравноценными в плане экономической эффективности. В то время как генуэзские купцы и их западные наследники смогли извлечь выгоду из преимуществ формального договора и обеспечить себе мировое господство, магрибские коммерсанты и их потомки в развивающемся мире, будучи довольно успешными дома, оказались неспособны широко распространить свою коммерческую деятельность по причине неформальных и крайне персонализированных социальных отношений.