Гуманистический идеал
Hо так как человек, а не государство, занимает Гумбольдта положительным образом, то и центр тяжести всего трактата лежит в тех его частях, в которых развивается его гуманистический идеал. Политические разъяснения этой теории гуманизма после непосредственной цели сочинения, правда, наиболее развиты, но тем не менее они составляют только часть, а именно только прикладную его часть. Полнее выясняется для нас как ядро трактата — центральный пункт Гум — больдтовых воззрений, так и своеобразие его личности из тех отделов, в которых развиваются положительные и интимные стороны человеческого существа, а не из тех, которыми он обращен к государству. Это отношение человека к Религиозной и Эстетической Области.
Все формы, в которых религия на протяжении истории проявлялась, с которыми она связывается, все роды культа, которыми она себя окружает, вызваны этой потребностью, которая преимущественно не обусловливается ни одной из них. Борьба, истощившая силы Аессинга, борьба против подчинения религии авторитету буквы и веры в случайные исторические истины, протест Канта против церковного верования по уставу, устранение всякой догматики и мифологии из внутренней сущности религии, с которым выступил Шлейермахер, — через все это перешагнуло воззрение Гумбольдта. Что бы из внешних отношений ни наслаивалось на религиозном чувстве, только в нем одном ищет он сущности и значения религии. Он одинаково далек как от подчинения вместе с кенигсбергским старцем религиозного чувства императиву долга, так и от признания ее, с догматической жесткостью автора «Речей о религии», «основным условием человеческого существования». Он считает ее важной стороной внутреннего человека и радуется, любовно проникаясь состоянием религиозно настроенной души, влиянию такого настроения на образ мысли и действия людей.