Исследование религии
В свете современных сравнительных исследований религии Гэри Гамильтон дал новую формулировку веберовского тезиса, фокусируя внимание на том, как цивилизационные элементы повлияли на структуру власти в различных культурах. На Западе, в соответствии с протестантским наследием, индивидуальная предрасположенность подчиняться власти опирается главным образом на самоконтроль. В мире конфуцианства, напротив, повиновение основано на подчинении высшему порядку. Соответственно, если в Европе высокую ценность приобрели полномочия индивида, в китае акцент был сделан на приспособлении к миру индивидов, которые должны занять свое место в гармоничном распределении статусных ролей. Тем не менее, Гамильтон полагает, что данная политико-культурная особенность скорее предполагает иной путь китая к капитализму, нежели являет собой непреодолимое «культурное» препятствие.
Даже такие верные последователи вебера, как Гамильтон или коллинз, не настаивают на том, что крупные этические системы, подобные конфуцианству или буддизму, несовместимы с развитием капитализма. На сегодняшний день большинство социологов придерживаются Дифференцированного подхода, который мы рассмотрим ниже. Что касается экономистов, то они рассматривают влияние культуры на экономическое развитие более жестко и «реалистично». Дэвид ландес, к примеру, выдвигает смелое предположение о том, что промышленные революции неустойчивы в отсутствие некоторых культурных характеристик, которые он понимает как нормы, находящие выражение в личных добродетелях. Данный аргумент действует с некоторыми оговорками, однако «если история экономического развития нас чему-либо учит», — пишет он, — «так это тому, что культура имеет решающее значение».