Микросоциологические теории
К настоящему времени в универсуме социологии можно выделить более 15 различных подходов: макросоциологические теории, в числе которых структурализм, функционализм, «парсонизм» и марксизм; микросоциологические теории, включая интеракционизм Гоффмана, субъективизм повседневности Шюца, индивидуалистические теории и этнометодология Гарфинкеля; Rational Action Theory И ее французские варианты в виде методологического индивидуализма и анализа рынков и транзакций; глобальные теории, например, неогегельянский постмодернизм; различные варианты психоанализа и пара — или постпсихоаналитического анализа мотиваций; анализ воображаемого; теории исторической структурации и доминирования.
Этим разнообразием мы обязаны тому, что за 30-40 лет был пройден путь от относительно простого положения дел, при котором доминировавший в то время функционализм благодаря эмпиризму, настроенному на полевые исследования и квантификацию, практически уничтожил «философскую» социологию, до ситуации гораздо более сложной, когда парадигма функционализма, в свою очередь, была подвергнута критике со стороны структурализма и «критической» социологии, вдохновленной различными интерпретациями марксизма. Далее ситуация менялась быстро: господство функционализма большинством ученых было поставлено под вопрос; марксистская социология уступила место социологическим подходам, которые из всей теории классовой борьбы оставили лишь конфликт между социопрофессиональными категориями, или новым гегельянцам, стремящимися найти в постмодернистских социальных движениях влияние «историчности». Неопозитивистский детерминизм постепенно терял свои позиции под давлением сторонников индивидуализма. В их числе были те, кто принадлежал к американскому течению Rational Action Theory, как в случае методологического индивидуализма, представлявшего рациональность индивида в качестве основы социальной динамики. Были и те, кто рассуждал с точки зрения социального взаимодействия или с точки зрения роли, которую индивид может играть в выработке представлений о социальном мире. Что касается структурализма, то он был поставлен под сомнение развитием «антропологии воображаемого», которая сводила социальные феномены — именно феномены, а не факты — к вечному повторению мифических измерений, составляющих сущность человека.