Научные познания
Нет более нужды распространяться о том, насколько велик и разнообразен вред, приносимый ограничением свободы мышления; это было уже много раз сказано и повторено; начало этого сочинения содержит также уже все то, что я считаю необходимым сказать о вреде всякого положительного покровительства религиозности со стороны государства. Если бы этот вред простирался только на результаты исследований, если бы он вносил собой только неполноту и неточность в наши научные познания, то могло бы казаться, что мы имеем право противопоставить ему пользу, ожидаемую от положительного покровительства религии. но можем ли мы ожидать ее? В действительности вред гораздо значительнее. Польза свободного исследования простирается на весь наш способ не только мышления, но и действия. человек, который привык обсуждать истину и заблуждение без отношения к внешним условиям и высказывать свои суждения другим, выслушивая то же самое от них, такой человек поступает на основании начал более продуманных, последовательных и истекающих из более высоких воззрений, чем тот, исследования которого постоянно руководятся обстоятельствами, зависящими не от самого исследования. исследование и убеждения, проистекающие из исследования, представляют самодеятельность; вера же есть не что иное, как доверие к чужой силе, чужому умственному и нравственному совершенству. Поэтому в исследующем мыслителе развивается более самостоятельности и силы; в доверяющем, верующем человеке более слабости и бездеятельности.