Навыки использования
Навыки использования научного инструментария, в особенности методов математического анализа, распределены также очень неравномерно. Помимо этого, «выбор» инструментов остается случайным: тот факт, что процедуры по поиску и подготовке инструментария в социальных науках четко не зафиксированы, но, напротив, оставлены на личное усмотрение исследователя, несет в себе риск неосознаваемого вмешательства в эти процессы когнитивных структур социологов. Ситуация усугубляется тем, что в последние годы, по меньшей мере во Франции, методологическая рефлексия отошла на второй план, а функция обучения методологии передана преподавателям, занимающим подчиненное положение. Еще хуже то, что текущие изменения в университетских системах под давлением реформ высшего образования, стремящихся к усилению профессионализации, ведут на данный момент к сокращению числа преподаваемых дисциплин, к раздробленности и фрагментарности знаний, что только ослабляет кодификацию.
Действенности этого дисциплинарного «бессознательного» до некоторой степени служит дифференциация траекторий, которая сопровождает Морфологические изменения. Так, в Страсбурге за последние 30 лет значительно увеличилось число студентов-социологов. Вместе с ростом числа студентов увеличивается и количество преподавателей, хотя и в меньшей пропорции. Этот рост сопровождается дифференциацией статусов преподавателей, более или менее соответствующей дифференциации образования. Такие изменения сопровождались увеличением числа институтов, диверсификацией направлений, что способствует многообразию теоретических направлений.