Необходимость законов
Судье для выяснения и открытия истины нужны признаки ее или доказательства. Поэтому новая точка зрения для законодательства вытекает из рассуждения, что право достигает действительно законности не иначе, как если оно, в случае спора, может быть на суде доказано. Отсюда вытекает необходимость новых ограничительных законов, таких именно, которые устанавливают, что заключающимся сделкам должны быть придаваемы такие признаки, по которым в будущем их действительность или законность могут быть признаны. необходимость законов подобного рода уменьшается всегда в той степени, в которой возрастает совершенство судебной организации; но всего необходимее эти законы там, где эта организация наиболее недостаточна и поэтому нуждается в наибольшем числе внешних признаков для доказательства. Поэтому самое значительное число формальностей встречается у народов с самой низкой культурой. У римлян при обратном требовании поля необходимо было сначала присутствие сторон на самом поле, потом представление на суд комка земли с этого поля в последствии торжественных слов; наконец, дело обходится даже и без этих последних. Следовательно, везде, в особенности же у менее культивированных народов, юридическая организация имела очень важное влияние на законодательство; и влияние это часто не ограничивается далеко одними формальностями. Л напомню здесь вместо примера о древнеримской теории соглашений и договоров, которая весьма мало разъяснена и которую трудно рассматривать с другой точки зрения, помимо указанной мною. Изучать это влияние на различные законодательства в различные века и у различных народов было бы полезно не только вследствие многих других причин, но в особенности ввиду того, чтобы определить, какие из этих законов вообще необходимы и какие могли бы основываться лишь на одних местных условиях. Нбо едва ли было бы полезно уничтожить все ограничения подобного рода, допуская даже возможность этого. Если обманы, подлоги, составление фальшивых документов и т. д. слишком мало затруднены, то процессы умножаются; но это может показаться недостаточным злом; поэтому я укажу на то, что случаи нарушать спокойствие других посредством ненужных споров становятся слишком часты. но именно ябедничество, выражающееся в тяжбах, имеет самое вредное влияние на характер, и вред этот не вознаграждается никакими полезными последствиями.