Новый курс
1930-е годы стали наиболее значимым периодом развития политической и индустриальной психологии. Именно в это время, отмеченное повышенной социальной конфликтностью, рождается социальная психология малых групп: в 1933-1941 годах доля наемных служащих, являющихся членами профсоюзов, увеличивается втрое — отчасти вследствие реформ «Нового курса», призванных вывести США из Великой депрессии и сдерживать радикальный синдикализм. «Новый курс» также оказал влияние на финансирование университетов: некоторые из административных работников, опасавшихся за свою независимость, парадоксальным образом сближаются с промышленным сектором. Именно на рубеже 1930-х годов Элтон Мэйо выдвигает абсолютно новую интерпретацию, объясняющую некоторое увеличение производительности. Согласно его идее, рост связан не столько с изменением условий труда, сколько с присутствием наблюдателя. Внимание, объектом которого становятся наемные работники, преимущественно женщины, составляет, по мнению мэйо, «социальный» фактор, оказывающийся более значимым, чем любые «физические» факторы. Малая группа, ее нормы и относительная самостоятельность работников при организации их труда также рассматриваются им как благоприятные условия для повышения производительности.
В годы Второй мировой Элтон Мэйо и Фриц Ретлис — бергер участвуют в разработке национальной программы Training Within Industry . Предметом этого проекта было обучение кадров для работы в промышленности с учетом экономики военного времени. В нем также приняли участие управленцы и профсоюзные деятели. Один из разделов программы был назван Job Relations Training — он должен был создать правила для техники «межчеловеческих отношений», то есть основы социопсихологического менеджмента. Новые техники пропаганды и воспитательного воздействия разрабатываются не только в сфере промышленности, но и в институциях, более или менее приближенных к армии. Согласно американскому социологу Ричарду Ламберту, именно в это время специалисты в области общественных наук перестают быть приглашенными консультантами и начинают занимать ответственные должности в штате министерства обороны. Борьба с Германией вскоре мобилизует значительное количество прогрессистских исследователей и некоторых интеллектуалов, близких к Франкфуртской школе, в их числе Герберт маркузе. Например, Грегори Бейтсон и маргарет мид, работающие в отделе военной информации, совершенствуют методы поднятия морального духа войск, а Курт Левин участвует в отборе и обучении секретных агентов для шпионского подразделения, которое является предшественником ЦРУ.