Объективная истина
В таком случае должен существовать третий смысл, в котором можно было бы говорить о том, что существует нечто «скрытое»: отношение между объективным и субъективным требует рассмотрения уже не как антропологически обоснованное отношение между позициями и взглядами, между структурами и диспозициями, но как конфликт между противоположными тенденциями, которые в зависимости от обстоятельств могут затронуть какого-либо индивида, группу, ситуацию и т. Д. Язык соответствия и гомологии, хотя он и является важным приобретением, обнаруживает свою недостаточность при рассмотрении того, что делает субъект, чтобы справиться с замечаемым и переживаемым им противоречием, чтобы освоиться с ним или, в какой-то степени, его преодолеть: «объективная истина» представляется не в качестве исключительного знания ученого, но как элемент субъективного опыта, само признание которого составляет проблему.
Обычно модель, предназначенную для объяснения таких конфликтов, ищут в психоанализе. И во многих ситуациях пьер Бурдьё активно использовал эту модель, внося в нее при этом изменения, которых требует, по его мнению, специфика социальных наук. Целый ряд терминов, которые Фрейд связывал с сексуальностью, должен быть заново проинтерпретирован, поскольку он отсылает к более общему контексту, к столкновению между расходящимися логиками официального и неофициального, то есть между легитимным порядком публичного дискурса и нелегитимной областью частных страстей. За пределами рассматриваемого в качестве общего конфликта между «сексуальностью» и культурой вопрос, по сути, состоит в существовании универсумов, наделенных неравной легитимностью. Наименее легитимные влечения, которые в своем непосредственном состоянии оказываются объектом вытеснения, могут найти средства своего выражения, перейти границы при условии «соблюдения формы», внешних требований, которые налагаются на них инстанциями, призванными поддерживать символический порядок. Предельной альтернативой является вариант нарушения закона или же, напротив, нахождение компромисса.