Образцы экономического поведения
Условия, при которых некоторые образцы экономического поведения будут считаться нравственными, а другие нет, всегда являются социальными, даже тогда, когда они рационализированы и формализованы при помощц экспертизы. К примеру, в Японии до Второй мировой войны картели не считались нелегальными структурами. Напротив, они были совершенно нормальным способом организации в деловом мире, контролируемом сетями взаимных обязательств. После войны изменилось лишь то, что подобные практики были переопределены как нелегитимные экспертами, выступающими от имени другой ценности, — эффективности.
Схожим образом еще несколько десятилетий назад мало кто беспокоился о способах выращивания кофе. Теперь эти практики подразделяются на «конвенциональные» и «этичные». Последние подчиняются строгим стандартам сертификации и даже претендуют на свой отдельный рынок. В распоряжении потребителей, бизнес-акторов и политиков имеются довольно детально проработанные методики и теории, позволяющие определить моральные критерии, с которыми сопоставляются цены и уровни оплаты труда, в соответствии с ними оценивается конкурентоспособность той или иной отрасли, а также измеряется уровень коррупции в стране. Теперь мы можем связать анализ моральных дискурсов, рассмотренных в трех первых частях этой статьи, c дискуссией об их культурном базисе и перформативных техниках, которые приводят их в действие. Мы увидим, каким образом происходит морализация рынков при помощи практических техник, взывающих либо к сознательности, либо к нейтральности и объективности. В самом деле, многие из перспектив, рассмотренных выше, теперь могут быть поняты не только как дискурсивные аргументы по поводу рынка, но также как действующие Диспозитивы . Их целью является приведение рынков в соответствие с нравственными идеалами, так чтобы протекающие в них процессы могли восприниматься как легитимные.