Передача всего производства продовольствия фермерам
Передача всего производства продовольствия фермерам освобождает больше времени остальным людям для выполнения различных видов работ. В неиндустриальном сельскохозяйственном обществе к классу фермеров относятся почти все. Классы специалистов относительно малы. Только при применении ископаемого топлива в сельском хозяйстве мы достигаем ситуации, когда, как сегодня в США, всего 2 % населения выращивают практически все продовольствие, давая 98 % остальных граждан заниматься огромным спектром работ. Другими словами, по большей части специализация, имевшая место после промышленной революции, зависела от доступности дешевой энергии. При наличии дешевой энергии имеет смысл заменить мускульную силу человека «трудом» машин, работающих на топливе, и возможно изобрести огромное количество различных видов машин для выполнения разных задач. Управление такими машинами требует специальных умений, так что чем больше механизация, тем больше специализация. Уберите дешевую энергию, и станет рентабельно снова перейти на мускульную силу в ряде задач. По мере того, как энергия будет дорожать, скорее всего возникнет противоположная тенденция — генерализация. Как нашим предкам сто лет назад или более, большинству из нас будут нужны знания и умения, которые можно будет приложить к широкому кругу практических задач.
Глобализации светит такая же судьба, поскольку она чувствительна не только к высоким ценам на топливо, но и к перебоям подачи электричества, политической нестабильности, проблемам с кредитованием и валютой, к потере спутниковой связи. Джефф Рубин, бывший главный экономист Канадского имперского банка торговли, является автором труда «Почему ваш мир вот-вот станет намного меньше: нефть и конец глобализации», в котором утверждается, что объемы продовольствия и других товаров, импортируемых из-за границы, неизбежно сократятся, а дальние поездки и международные путешествия станут роскошью и редкостью. Со временем, говорит он, мы сумеем разработать суда, при помощи которых восстановим морскую торговлю. Но даже перевозка товаров по суше потребует энергии, так что если у нас ее будет меньше, то это почти наверняка приведет к меньшей мобильности.