Поиски издателя
В поисках издателя прошел почти целый год. За это время сам автор уже охладел к своему сочинению и решил переработать его целиком. казнь Аюдовика XVI произвела переворот во взглядах и мнениях. Печатание статьи казалось Гумбольдту теперь неуместным, и первое полное издание было выпущено только пятнадцать лет спустя после его смерти под редакцией д-ра Эдуарда Кауэра.
Нет сомнения, что издатель мог иметь в руках подлинную рукопись. На это указывает характерный почерк Гумбольдта, а также то обстоятельство, что не хватает как раз тех шести листов, которые были взяты для напечатания Шиллером и впоследствии не возвращены Гумбольдту. Тем не менее, однако, не было возможности пополнить целиком пропуск, так как Шиллер напечатал взятый им текст не полностью. По исследованию Эдуарда Кауэра, не хватает около двух листов, именно в конце 1-й главы и в середине 3-й, где Кауэру пришлось ограничиться одним повторением пунктов, обозначенных в перечислении содержания главы, находящемся при начале каждой из них.
Единственную задачу государства Гумбольдт видел, в противоположность просвещенному абсолютизму, в обеспечении личной свободы граждан. Эта мысль проходит через всю его статью.
С 1793 г. Гумбольдт, живя в йене, сблизился с Шиллером и кружком друзей-единомышленников: многие стихотворения Шиллера написаны под его влиянием. Прекрасный памятник этой продолжавшейся до смерти Шиллера дружбы представляет изданная впоследствии Гумбольдтом переписка между ним и Шиллером. И с Гёте у него завязались тесные личные отношения.
Проведя некоторое время в путешествиях, Гумбольдт поселился в Париже, где пробыл с 1797 до 1799 г., после чего довольно долго прожил в Испании, где занимался изучением баскского языка. В 1801 г., по желанию прусского правительства, принял место министра-резидента в Риме и оставался там до 1808 г. Рим был самым удобным местом для его научных изысканий; но помимо этого он еще вступил здесь в деятельные сношения с учеными и художниками, например с Торнальдсеном и Раухом, а также занимался интересовавшими его вопросами философии, эстетики, филологии и археологии.