Положительное покровительство

Положительное покровительствоЕсли же хотят воспретить общественному воспитанию всякое положительное покровительство развитию тех или других сторон человеческого характера, если хотят обязать его способствовать лишь развитию сил в общем, то это само по себе уже невыполнимо; ибо то, что обладает единством организации, всегда вызывает известные односторонние последствия; и далее, даже при вышеупомянутом предположении, нельзя усмотреть пользы общественного воспитания. Если при нем имеется в виду помешать тому, чтобы дети оставались совершенно без всякого воспитания, то легче и менее вредно назначать опекунов нерадивым родителям или материально помогать неимущим. далее, общественное воспитание не достигает даже имеющейся в виду цели, именно выработки нравов по тому образцу, который государство считает наилучшим. как бы важно ни было влияние воспитания и как бы ни влияло оно на всю жизнь человека, еще важнее обстоятельства, сопровождающие человека в течение его жизни. но где не встречается полной гармонии во всем, там одного воспитания недостаточно. Если воспитание вообще должно вырабатывать только человека, не принимая в расчет определенных гражданских форм, то оно не нуждается в помощи государства. У свободных людей все ремесла идут лучше, все искусства более процветают, все науки быстрее развиваются. У них также все семейные узы теснее, родители горячее заботятся о детях и при высшем благосостоянии могут легче удовлетворять в этом своим желаниям. У свободных людей появляется соревнование, и лучшие воспитатели вырабатываются там, где их судьба зависит от успеха их трудов, а не от покровительства, которого им приходится ожидать от государства. Поэтому не будет недостатка ни в тщательном семейном воспитании, ни в заведениях столь полезного и необходимого совместного воспитания детей.

Новое на сайте

Copyright © 2021. All Rights Reserved.