Прекрасная гармония
Там, где в чудной и прекрасной гармонии дух безустанно стремится к непосредственному созерцанию истинного бытия и где сердце страстно этого желает, там, где глубина мыслительной силы не удовлетворяется бедностью понятий, а теплота чувства — призрачными наслаждениями, даруемыми чувственностью или фантазией, там вера неудержимо следует свойственному разуму стремлению расширить, уничтожая все границы, каждое понятие до идеала и сильно прилепляется к одной сущности, которая заключает все другие сущности в себе и сама чисто и непосредственно существует, созерцает и создает. но часто довольная малым скромность ограничивает веру областью опыта, часто чувство хотя и наслаждается свойственным разуму идеалом, однако находит еще более наслаждения, ограничиваясь земным строем, который ему дано познавать, теснее связывать одну с другой чувственную и нечувственную природу, придавать таинственным знакам более богатый смысл и истине более понятное, более богатое идеями выражение; и часто, когда человек, не опьяняясь воодушевлением полного надежды ожидания, не допускает взор свой уноситься в бесконечную даль — часто, говорю я, он вознагражден за это постоянно сопровождающим его сознанием осуществления его стремлений. Он идет вперед менее смело, но вернее; начала разума, которых он придерживается, менее богаты, но зато яснее; чувственное восприятие, хотя бы менее согласное с истиной, более применимо к опыту. Человеческий дух ни от чего не приходит в больший восторг, ничто больше не удовлетворяет его чувства, как премудрый порядок в бесконечной массе разнообразных, даже, может быть, находящихся в борьбе друг с другом неделимых.