Приравнивание познания к вещи
Итак, истина как «приравнивание вещи к познанию» дает свободу истине как «приравнивание познания к вещи», поскольку здесь подразумевается согласие сотворенного сущего со своим творцом. Это «согласие» когда-то мыслилось «на основе согласованности божественного порядка», впоследствии, после отказа от представлений о сотворении мира, — на основе общего и неопределенного мирового порядка. В Новое время телеологическая идея «акта творения» заменяется положением о планомерности всех предметов «через мировой разум, который сам устанавливает себе законы» . Непосредственная доступность для разума его свершений, то есть того, что полагается «логическим», приводит к тому, что истинность предложения заключается в его правильности, которая никак уже не обосновывается. Иными словами, возможность соответствия познания веши вытекает из самой идеи мирового разума, которая уже не может быть рационально обоснована в рамках данного подхода. Другим примером концепции истины как соответствия может служить диалектико-материалистическая теория В. И. Ленина. В этом случае в роли беспредпосылочных мировоззренческих ценностей выступают принципы материального единства мира и отражения. Это значит, что возможность соответствия разума и действительности в диалектическом материализме обеспечивается концепцией материи как единственной субстанции, служащей источником всего мироздания. Оказывается, что концепция материи функционально эквивалентна концепциям творения и мирового разума: все они не могут быть теоретически обоснованы и являются фундаментальными мировоззренческими цен — ностями.