Религиозные мнения
При стремлении действовать с помощью религиозных идей на нравы нужно вообще различать покровительство какой-нибудь определенной религии от покровительства религиозности вообще. Первое, бесспорно, действует более подавляющим и вредным образом, нежели последнее. но вообще последнее едва ли возможно без первого. Если государство смотрит на религиозность и нравственность как на вещи, неразрывно связанные, и почитает законным и позволительным действовать при помощи названного средства, то при различной степени согласия различных религиозных мнений с нравственными взглядами, основанными на истинных или условно принятых началах, едва ли возможно, чтобы государство не приняло одну какую-нибудь религию под свое покровительство преимущественно перед другими. даже если оно этого совершенно избежит и явится как бы покровителем и защитником всех религиозных партий вообще, то, так как ему возможно составлять суждения только на основании внешних действий, оно тем не менее должно будет покровительствовать взглядам этих партий, подавляя не согласующиеся с ними мнения отдельных лиц. Во всяком случае, государство может интересоваться каким-либо одним взглядом лишь ввиду того, что стремится сделать вообще господствующей веру в единое Божество, столь сильно влияющую на человеческую жизнь. к этому еще нужно прибавить, что при двусмысленности всех выражений вообще, при массе идей, которые можно выразить одним и тем же словом, само государство должно бы было придать выражению «религиозность» определенное значение, если бы хотело вообще воспользоваться ею как путеводной нитью. Поэтому, на мой взгляд, отнюдь невозможно никакое вмешательство государства в религиозные вопросы без большего или меньшего покровительства известным определенным взглядам. но при этом получили бы силу все те возражения, которые можно сделать против подобного вмешательства.