Руки государства
ТО, на чем в особенности основывается безопасность граждан в обществе, есть передача в руки государства всех самовластных правовых преследований. Нз этой передачи естественным образом вытекает для государства долг обеспечить за гражданами то, чего они сами больше не имеют права добиваться, т. е. если между ними является спор по отношению к праву, то решить, на чьей оно стороне, и оказать покровительство той стороне, которая будет правой. При этом государство одно и без всякого личного интереса заступает место граждан. Безопасность в этом случае лишь тогда действительно страдает, когда тот, кто подвергается несправедливости или думает, что подвергается ей, не хочет этого терпеливо сносить; но никак не тогда, когда он либо соглашается на это, либо имеет причины не искать этого права. Даже если бы незнание или апатия были причиной пренебрежения собственным правом, то и тогда государство не должно было бы вмешиваться в дело по собственной инициативе. Оно уже достаточно исполнило свой долг, если не вызвало подобных ошибок запутанными, темными или недостаточно широко обнародованными законами. Эти же самые основания применимы ко всем средствам, которыми государство пользуется для того, чтобы решить, на чьей стороне право, там, где его действительно добиваются. Оно никогда именно не должно делать здесь ни шага далее, чем этого требует воля сторон. Первое основное положение всякого судопроизводства должно бы по необходимости заключаться в том, чтобы никогда не добиваться истины по существу и абсолютно, но всегда лишь постольку, поскольку этого требует та сторона, которая вообще имеет право ее разыскивать. между тем и здесь встречаются новые границы. Государство именно не должно принимать во внимание все требования сторон, но только те, которые могут способствовать выяснению спорного права и направлены к применению таких средств, которые человек может употреблять по отношению к человеку даже вне государственного союза, и употреблять именно тогда, когда спорно только одно право, причем одна сторона или вовсе не лишила другую чего-нибудь, или где по крайней мере такое лишение не доказано.